Театральная нацпремия: чем возмущались академики?

Итоги Национальной премии и особенности её проведения продолжают активно обсуждаться театральной общественностью. В преддверии церемонии награждения состоялся аналитический стол на тему «Современный белорусский театр: проблемы и тенденции развития». На нём члены Театральной академии обсуждали многие проблемы, которые так и не попали в печать. Поэтому выкладываю на блог материал журналистки Анны Малушенко. Как пишут в таком случае, «позиция автора блога может не совпадать с мнением автора публикации» :) Хотя, если честно, фифти-фифти…

Проблемы белорусского театра. Замкнутый круг

Анна Малушенко

Страна узнала имена лучших театральных деятелей Беларуси. Итоги подвела белорусская театральная академия. На сцене Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь победителям II Национальной театральной премии вручили главный приз – «Купалинку».

Напомню, в отборочную комиссию было прислано 39 заявок. 16 работ допустили к дальнейшему соревнованию за главный приз. Хотя их, несомненно, могло быть и больше, но об этом чуть ниже…

В преддверии церемонии награждения состоялся аналитический стол на тему «Современный белорусский театр: проблемы и тенденции развития». В нем приняли участие теоретики и практики белорусского театра. Специальным гостем стал народный артист Украины Лесь Танюк, который рассказал о проблемах украинского театра, о возможностях их решения, поделился опытом проведения подобных мероприятий.

В своих выступлениях члены белорусской театральной академии отметили, что престиж культуры и искусства в стране падает. Чаще и с удовольствием зрители ходят посмотреть на приезжих артистов, нежели на собственных, несмотря на в разы отличающуюся стоимость билетов. Высказали собравшиеся и недовольство по организации II Национальной театральной премии. Камнем преткновения стало время и место проведения спектаклей. Жюри сетовало, что в течение недели им пришлось ежедневно смотреть по два, а иногда и по три спектакля. Все бы ничего, только вот постановки шли на разных площадках. И это понятно, ведь за час, а иногда на перерыв между показами оставалось гораздо меньше времени, невозможно демонтировать старые и поставить новые декорации. Членам жюри, а это 112 человек, приходилось в столь короткие сроки своим ходом добираться от одного театра к другому. Кто-то из присутствующих по этому поводу высказался достаточно резко: «Мы бегали как загнанные собаки».

Сетовали академики и на то, что во время просмотра работ номинантов приходилось не наслаждаться происходящим на сцене, а задаваться вопросом, о чем действо? Было предложено возродить забытую практику: до процесса постановки собираться театральной элите и допытывать режиссера, о чем он собирается ставить спектакль. Сегодня этот вопрос члены художественного совета театра задают уже после сдачи работы. К сожалению, современный театр зачастую делается для кассы. Наш национальный – не исключение. Театральная элита понимает, что работать только ради денег нельзя. Но иначе не получается: театр – недешевое искусство. За мишурой убранства постановки так часто скрывается ее суть. Наверное, по этой причине зрители все чаще и задаются вопросом, о чем действо?..

Возможно, из-за непонимания сюжета лишь 16 спектаклей стали номинантами в нынешнем году. Этот вопрос интересовал не только журналистов, но и руководство многих областных театров республики.

Поинтересоваться, почему в финал не прошла работа Мозырского драматического театра имени Ивана Мележа, приехал его главный режиссер. Постановщика интересовало, по каким критериям заявленный спектакль не подошел. И почему отборочная комиссия не приехала в театр на предварительный просмотр, что является обязательным, если верить положению о Национальной театральной премии. Ответ стал неожиданным для всех. Председатель жюри сказал, что члены отборочной комиссии не успели просмотреть все 39 заявленных спектаклей.

Причина? О том, что они входят в комиссию, многие члены комиссии узнали, когда до начала премии оставалось чуть более месяца. Думаю, комментарии излишни…

Пожурил гость из Мозыря и театральных критиков. Мол, пишут лишь о столичных премьерах, не рассказывают о новых постановках в областных театрах. У коллективов театров, расположенных за пределами минской кольцевой дороги, пропадает желание творить. Затронул режиссер и проблему пополнения труппы на периферии. Вопрос, кто будет играть Джульетту, когда самая молодая актриса в театре уже заслуженная, остается актуальным и сегодня.

Говорили представители белорусского театрального мира о многом. Сошлись на том, что проблемы есть, и без поддержки государства их решить невозможно. Вот только как быть услышанными вышестоящими органами, если на подобных заседаниях круглого стола их представителей не бывает? Кому кричать, доказывать, объяснять, что театр – это искусство, которое формирует культуру граждан? К сожалению, резкие высказывания именитых театральных деятелей по данному вопросу в телеэфире «вырезают», в прессе же редко пропускает цензура. У режиссеров, актеров, руководителей театров болит душа, но они вынуждены бегать по замкнутому кругу.

Пообщавшись, академики вновь отправились смотреть спектакли-номинанты, ни о чем не договорившись и, наверное, потеряв надежду быть услышанными…

На подведении итогов члены белорусской театральной академии улыбались и аплодировали, трепетно раскрывали заветные конверты с именами лучших и радостно вручали награды победителям. На миг показалось, что все сказанное накануне забыто. Но после слов председателя жюри: «Уже завтра мы начнем подготовку к III Национальной театральной премии» – академики заметно погрустнели.

Да и у журналистов многие вопросы остались без ответов. Например, почему спектакль для взрослых демонстрируется в 12.00 в будний день, если публика в это время находится на работе? Для чего приглашать в жюри 112 человек, если на просмотр спектаклей ходило менее половины академиков? Тем не менее мероприятие получилось масштабным и ярким. Была обоснованная критика, но были и улыбки, искренняя радость за коллег. Многие прошлогодние замечания организаторы, начиная подготовку к II Национальной театральной премии, учли. Хочется верить, что с каждым годом самое яркое театральное событие года будет становиться совершенней.