Забытые легенды. Владимир Генералов

В этом году замечательному белорусскому певцу Владимиру Генералову, более 35 лет выступавшему на сцене белорусской оперы, исполнилось 80 лет.


Владимир Генералов

Детство и война
Он родился 3 июня 1931 года (в «Тэатральнай энцыклапедыі» ошибочно названа дата 3 июля) в поселке Котельниково, который являлся районным центром Нижне-Волжского края (сейчас город в Волгоградской области). Это был сравнительно новый населенный пункт, возникший в 1897 году при одноименной железнодорожной станции. А последняя получила названия от соседнего хутора, основателем которого был человек по фамилии Котельников.

Родители Генералова, Михаил Васильевич и Наталья Павловна, соответственно, 1896-го и 1895-го годов рождения, были крестьянами. После Октябрьской революции отец работал в местном Земельном отделе, мать – учительницей в школе. Как вспоминал впоследствии Анатолий Генералов, старший брат Владимира, в будущем знаменитый певец, народный артист Беларуси, «отец имел хороший голос (баритон) и пел в церковном хоре». Братья с рождения слышали в его исполнении множество народных песен.

Первые годы жизни Владимира связаны со станицей Потемкинской, расположенной в том же районе. Оттуда были родом его родители, там же, в 1923-м, родился Анатолий. Детские годы мальчиков прошли в местах, которые буквально дышали историей. Когда-то станица называлась Зимовейской и располагалась в займище между протоками Дона. Около 1630 года там родился Степан Разин, в 1742 году – Емельян Пугачев, руководители крупнейших восстаний в дореволюционной России. После подавления последнего выступления станица была перенесена на 2 км южнее и названа Потемкинской (сейчас станица Пугачевская, расположена на левом обрывистом берегу Дона).

В 1936 году не стало отца, и материальное положение семьи резко ухудшилось, поэтому Генераловы были вынуждены переехать в Котельниково. «Мать закончила курсы шитья, – рассказывал Анатолий, – и мы жили на ее скромный заработок. (…). Надо было помогать матери растить младшего брата, и я устроился работать учеником продавца в скобяную лаку, одновременно занимаясь в школе. Во время каникул подрабатывал, где только мог: красил комбайны в МТС, ловил раков, сдавая их потом в столовую».

Жизнь Генераловых изменила война. В 1942 году старшего брата призвали на фронт: Анатолий Генералов воевал в пехоте, был стрелком и связистом. Защищал Северный Кавказ, освобождал Восточную и Центральную Европу, был ранен. День Победы встретил в Праге. Был награжден многими наградами, в том числе двумя орденами Отечественной войны, 15 медалями (в том числе «За оборону Кавказа», «За взятие Вены», «За взятие Будапешта»). На долю Владимира и его матери выпали не меньшие испытания. Их регион стал ареной кровопролитнейшей Сталинградской битвы, одной из переломных в Великой Отечественной войне. На ее завершающей стадии в окружение попала 6-я немецкая армия во главе с фельдмаршалом Паулюсом. На ее выручку нацисты бросили армейскую группу «Гот», которая разместилась как раз в районе станции Котельниково. Можно только догадываться, что довелось пережить мирным жителям, пока в последних числах декабря 1942 года поселок и соседние населенные пункты не были освобождены советскими войсками.

От столяра – к оперному солисту
После окончания войны наступило время определяться с будущей профессией. В 1949 году Владимир уехал в Краснодар, где в местном Музыкальном училище учился Анатолий, демобилизировавшийся из армии. В отличие от брата, Владимир тогда не очень интересовался пением, поэтому устроился учеником на мебельно-музыкальную фабрику, на которой изготавливали домры, балалайки и баяны. Вскоре он стал столяром-краснодеревщиком 4-го разряда. В 1951-м его призвали в армию, где у юноши проснулась заложенная генами любовь к музыке. Владимир сразу стал солистом солдатского хора, где слушателям открылся его драматический баритон. Друзья советовали ему учиться, и Генералов обратился за помощью к брату, который к тому времени уже являлся солистом Театра оперы и балета Беларуси. Анатолий проучился в Краснодаре всего семестр. В училище приехала московская комиссия, которая отбирал талантливых студентов для учебы в столице. Так он попал в Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных в Москве. Закончив его в 1954-ом, Анатолий получил приглашение в Беларусь. Выслушав младшего брата, он посоветовал ему показаться своему московскому педагогу Геннадию Адену. Исполнив русские народные песни, Владимир услышал категорический совет получить профессиональное образование.

Вступительные экзамены в Музыкальное училище имени Гнесиных были сданы в 1955 году успешно. Но препятствием для учебы являлось то, что младший из братьев продолжал оставаться солдатом срочной службы. Тогда руководство училища написало письмо министру обороны с просьбой о досрочной демобилизации ефрейтора Генералова. Благодаря этому будущий певец смог получить среднее специальное музыкальное образование и по следам брата поступить в 1959-м в Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, в класс профессора Адена. Его преподаватель, в прошлом певец, был выпускником Римской консерватории Санта Чечилия, где учился у баса Гондольфи. Друг и поклонник Шаляпина, позднее талантливый педагог, Аден владел принципами двух вокальных школ, итальянской и русской, и сумел передать свой опыт молодому певцу. Возможно, что влияние на Генералова оказывало и окружение. Например, его соседом по комнате в общежитии был молодой Иосиф Кобзон.


Владимир Генералов

В 1962-м, еще студентом, Генералов выходил на сцену Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко как стажер. Его первой партией был царь Агамемнон в оперетте Ж.Оффенбаха «Прекрасная Елена». А 1963-м, после окончания училища, Владимир стал полноправным солистом театра и в ближайшие два года исполнил на его сцене ряд ролей. Однако в 1965 году судьбе исполнителя неожиданно изменилась. Как утверждал В.Генералов в автобиографии, «из-за отсутствия жилплощади был вынужден оставить театр и переехать в Минск». Думается, были и другие причины, которые заставили исполнителя сменить столичную сцену на республиканскую. Во-первых, в столице Беларуси к тому времени жили его брат и мать. Во-вторых, к 35 годам Владимир еще не сумел раскрыть свой талант. Возможно, руководство московского театра не видело его реальный потенциал. На протяжении двух сезонов он работал солистов Белорусской государственной филармонии, а 1967-м, пройдя конкурс, был принят в труппу Белорусского театра оперы и балета.

На белорусской сцене
Первым спектаклем Владимира Генералова на белорусской сцене стала «Кармен» Ж.Бизе, где он исполнял партии Моралеса и Данкайра. Затем солист был введен в спектакли «Брестская крепость» и «Константин Заслонов». Всего же во время работы в театре (1966-2003) он исполнил более тридцати партий, как ведущих, так и второстепенных. Удивительно, но мнения о самых удачных из них расходятся. Однако практически все критики и коллеги по работе высоко оценивали князя Игоря в одноименной опере А.Бородина.


В партии князя Игоря («Князь Игорь», А.Бородин)

По мнению музыковеда Елены Раковой, лучшими в репертуаре исполнителя стали «роли людей с богатым духовным миром, душевно сильных, мужественных, которые могут постоять за себя. Такие его Альфио в опере «Сельская честь» П.Масканьи, Чалхия в опере «Миндия» А.Тактакишвили, князь Игорь». А вот музыковед Раиса Сергиенко называет творческими достижениями В.Генералова партии Грязного («Царская невеста» Н.Римского-Корсакова), Аманасро («Аида» Дж.Верди), Скарпио («Тоска» Дж.Пуччини) и того же князя Игоря. Во многом с ней солидарен и народный артист Беларуси Виктор Чернобаев: «Мы нередко встречаемся с Виктором Генераловым в этом спектакле («Иоланта» П.Чайковского – Д. М.), где я исполняю партию короля Рене. Мне думается, трудно найти лучшего исполнителя партии Эбн-Хакиа, чем Владимир Михайлович. В его исполнении эта роль приобретает яркие черты, становится более значительной. Артист проводит роль на высоком профессиональном уровне, наполнено, свободно. (…). Высоко оцениваю я Владимира Генералова и как интерпретатора роли князя Игоря. Он исполняет партию в лучших русских традиция (как когда-то его брат Анатолий Михайлович). Голос звучит с эпическим размахом».

А вот режиссер Семён Штейн в разговоре с Е.Раковой отмечал, что «когда артист создает близкий ему человеческий характер, он становится особенно достоверным в роли. Таким были партизан Кулиш в опере «Тропою жизни» Г.Вагнера, Кондрат в опере «Новая земля» Ю.Семеняки. В премьерном спектакле оперы «Сельская честь» П.Масканьи Генералов удачно выступил в роли Альфио. (…) Это довольно редкий случай, когда актер любит не себя в искусстве, а искусство в себе».


В партии Кондрата («Новая земля» Ю.Семеняки)

Заметим, практически все перечисленные С.Штейном партии – в операх национальных композиторов. В.Генералов с успехом исполнял также партии Андрея («Андрей Костеня» Н.Аладова), Кизгайлы («Сивая легенда» Д.Смольского), Вороны («Дикая охота короля Стаха» В.Солтана), Дия («Князь Новоградский» А.Бондаренко). Музыковед Галина Кулешова, рассматривая эпизодических персонажей «Дикой охоты…» отмечала, что они «предстали перед зрителями как живые люди, со своими болью и сомнениями, славолюбивыми надеждами. Особенно интересными они становятся, когда артистам удается «нащупать» живой нерв персонажа даже в небольшой партии, как, например, Вороны (В.Генералов) или Бермана (Г.Каврус, В.Стрельченя)».

Среди других партий Генералова стоит вспомнить Шонара («Богема» Дж.Пуччини), Томского («Пиковая дама» П.Чайковского), Шакловитого («Хованщина» М.Мусоргского), Германа и Шлемиля («Сказки Гофмана» Ж.Оффенбаха), Монтероне («Риголетто» Дж.Верди), принца Ямадори («Мадам Баттерфляй» Дж.Пуччини), царевича Афрона, Деда Мороза («Золотой петушок» и «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова), Жреца («Волшебная флейта» В.-А.Моцарта).

«Когда слушаешь Владимира Генералова на сцене, – писала литературовед Лидия Савик, – то чувствуешь, как мастерски он входит в образ и передает его сущность. (…). В традиционное исполнение оперных партий он привносит многое от своего содержательного внутреннего мира, собственного понимания жизни и правды искусства. Свой бесценный дар он умеет воплотить в реальный, превосходный результат – артист поет и ведет себя на сцене так же непринужденно, как и в обычной жизни. Но за этим высокий профессионализм, большой творческий опыт, огромная повседневная работа, любовь и искреннее отношение к театру».

Династия продолжается
Сегодняшнему зрителю Владимир Генералов интересен не только как певец, но и как представитель знаменитой театральной династии. Мы уже говорили о его старшем брате. Анатолий Генералов являлся солистом театра в 1954-1981 годы. В 1963-м был отмечен званием народного артиста Беларуси. Долгое время преподавал в Белорусской консерватории (позднее – Академии музыки), воспитал таких исполнителей как заслуженный артист Беларуси Марат Григорчик, Олег Гордынец, Андрей Морозов. Жена Анатолия, Нина Рожнова, заслуженная артистка Беларуси, являлась концертмейстером театра в 1954-1990 годы. Работала с рядом солистов, в том числе с Анатолием и Владимиром Генераловыми). К сожалению, несколько лет назад супруги скончались.

Настоящей звездой отечественной оперы была супруга Владимира Генералова, народная артистка Беларуси Ирина Шикунова. Она выступала на минской сцене четверть века. «Часто случалось, что Ирине Шикуновой и Владимиру Генералову приходилось петь ведущие женские и мужские партии в одних и тех же операх – ее лирико-драматическое сопрано и его драматический баритон сливались, вели слушателя в волшебный мир красоты, любви, верности», – писала Л.Савик. Сейчас Ирина Семёновна преподает в нашей академии музыки. Среди ее воспитанниц – солистки оперы Инна Русиновская и Елена Сало, солистка Белорусского музыкального театра Светлана Мациевская, солистка Музыкальной капеллы «Сонорус» Татьяна Петрова.

Ольга, дочь певцов, выбрала профессию родителей. Они «не имели возможности держать няньку и были вынуждены брать маленькую дочь с собой на репетиции, даже на летние гастроли, – писала Л.Савик. – Она так и росла в театре. Когда Генераловы репетировали, за Олечкой присматривали свободные от занятий коллеги. И часто ребенок дома начинал петь отрывки из услышанных опер. Так воспитывалась она с музыкой и ариями». Ольга, у которой оказалось лирико-драматическое сопрано, закончила сначала Минское музыкальное училище, а потом и Академию музыки по классу И.Шикуновой. В Академии познакомилась с учеником Анатолия Генералова, певцом Сергеем Гинтовтом (его драматический тенор имел красивую баритоновую «окраску»). Оба стажировались в миланском «Ла Скала». Сейчас Ольга и Сергей Гинтовты, супружеская пара и творческий дуэт, активно гастролируют по Европе в качестве свободных певцов. В 2005-м выступали в Минске, на сцене Белгосфилармонии. Несомненно, на их концерте присутствовали Владимир Генералов и Ирина Шикунова. Так что династия Генераловых-Гинтовтов продолжается.

В материале использованы фотографии из архива Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.