«Свет минувшего» о мстиславской истории

Сложилось так, что появление любого исторического романа воспринимается читателем как событие. Именно такой книгой стал роман Олега Ждана “Князь Мстиславский”, который вышел в серии “Свет минувшего”, основанной редакционно-издательским учреждением “Литература и Искусство”.

Роман имел немалый успех: немалый, по современным реалиям тираж – 1600 экз. – уже, спустя два месца, практически полностью разошелся.

Создание писателем исторического романа стало в чем-то неожиданным, а в чем-то логичным явлением. Неожиданным, ведь, как писала литературная критика, в своем творчестве автор разрабатывал две темы, далекие от исторической тематики: “жизнь рабочего, горожанина в первом поколении, который работает на большом заводе, и быт людей провинциальных городов Беларуси”. Логичным, ведь детство О. Ждана прошло в древнем Мстиславле, где в детстве он ходил в школу рядом со зданием иезуитского монастыря, прогуливался рядом с Тупичевским монастырем и кармелитским костелом. Да и образование в свое время получил на историко-географическом факультете Могилевского педуниверситета. Общая атмосфера прошлого, а также желание написать книгу для читателей родного города и привели Олега Ждана к новому для него жанру и к новой тематике.

Жанр произведения можно определить как исторический роман с значительными элементами детектива. Однако необходимо оговориться: в книге, по словам автора предисловия, нет “ни дыма пожарищ, ни панорамных битв с участием конных и пеших полков, ни туч стрел и грома ядер, обрушенных на осажденный город, (…) и прочих неизменных атрибутов (…) из той эпохи”. То есть того, что составляет основу любого классического исторического романа. Зато есть проблема выбора, стоящая перед нашими предками. Действие “Князя Мстиславского” происходит в начале 16 века, когда Московское государство предъявило территориальные претензии на белорусские земли Великого княжество Литовского (ВКЛ), которое считало своими. Население Мстиславля издревне принадлежало ВКЛ, однако по православной вере было тесно связано с соседями. Не получив своевременной поддержки из Вильно, главный герой романа, князь Михаил Жеславский, открывает ворота города перед московской армией. Однако теперь он стоит перед выбором: кому государю присягать, кому сохранять верность? Эта проблема и решается автором на страницах романа.

В то же время роман “Князь Мстиславский” можно отнести к детективному жанру стремительные, динамичные действия, запутанные сюжетные ходы, легкими, почти эскизные зарисовки внешности героев и окружающей их природы.

Большим достоинством романа стала непосредственная, доверительная интонация автора. Свободно ориентируясь в исторических реалиях того времени, О.Ждан достоверно передает мысли и переживания жителей 16 века. Складывается впечатление, что автор как будто подслушал их интонации и мысли и говорит от их имени. Встречаются в “Князе Мстиславском” юмористические эпизоды. Так герой романа Ляхинич, потеряв лошадь, сам запрягся в телегу и “помчался вскачь”.

И все же роман не избежал определенных недостатков. Первый из их касается слишком близкой дистанции между княжеской семьей и простолюдинами, идеализацией их отношений. Определенные эпизоды (например, разговор князя Жеславского в кузнице) вызывают, если не решительное несогласие, то определенные возражения. В то время между разными слоями общества существовала значительная дистанция. Одновременно замечаешь второй недостаток – слишком современная лексика героев. Слова и реплики “князь сдурел”, “точно”, “нормально”, “сколько выпил, тебя не касается” кажутся естественными для современных произведений, но никак не для событий 16 столетия.

Третий недостаток связан с чрезмерным акцентированием внимания на интимной жизни героев. Нет, автор этих строк вовсе не призывает возвращаться к временам пуританства, которое отражалось в советской литературе. Однако в романе достаточно часто читателей встречают воспоминания про “то, без чего такая дальняя поездка была бы как бег на месте…»

Тем не менее, указанные немногочисленные недостатки книги вовсе не снижают ее несомненный художественный уровень. Писателю удалось погрузиться в прошлое и открыть для читателей спрятанную в глубине веков Атлантиду – прошлое родного Мстиславля и своей страны. Тем же читателям, кто не успел познакомиться с романом, остается искать его в библиотеках или ожидать переиздания, которого “Князь Мстиславский”, безусловно, заслужил.

Мартинович Д. «Свет минувшего» о мстиславской истории// Кніжны свет. 2010. 17 верасня. Выпуск 14. С. 2.