В Национальном академическом театре оперы и балета премьера: режиссер Сусанна Цирюк ставит оперу Николая Римского-Корсакова «Снегурочка». Премьерные спектакли пройдут 28, 29 и 30 января 2011 года. Как возник у композитора замысел этого произведения? В какие годы сказка появлялась на белорусской сцене? Об этом наш сегодняшний рассказ.
Вначале была сказка
В 1873 году великий русский драматург Александр Островский написал «Снегурочку», пьесу-сказку в четырех действиях. Сюжетной основой стала русская народная сказка, которую за шесть лет до этого Александр Афанасьев опубликовал в своем исследовании «Поэтические воззрения славян на природу». Молодой композитор Н.Римский-Корсаков, только написавший первую оперу «Псковитянка», познакомился со сказкой А.Островского около 1874 года, но тогда она не произвела на него большого впечатления.
Однако «в зиму 1879 – 1880 годов, — вспоминал композитор в «Летописи моей музыкальной жизни», — я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту… Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна». Сделав первые наброски к произведению, Н.Римский-Корсаков отложил работу до лета, а сам направился в Москву на встречу с А.Островским. Композитор попросил разрешения воспользоваться «Снегурочкой» как либретто и внести в пьесу необходимые изменения. Драматург согласился, более того, даже подарил экземпляр своей книги.
Римский-Корсаков создавал оперу в усадьбе Стелево под Лугой. Окружающая обстановка сыграла не последнюю роль в работе над «Снегурочкой». Это было первое лето, проведенное композитором в русской деревне. Позднее Николай Андреевич вспоминал, что на работу его вдохновляли и пейзаж, и пение птиц. «Музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно». Поэтому ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как «Снегурочка». Действительно: начав работу над оперой 1 июня, когда был закончен пролог, он завершил ее 12 августа 1880 года (дописав заключительный хор). Свою работу Н.Римский-Корсаков держал в тайне, поэтому очень удивил родных и друзей. Следующие полгода ушли на инструментовку оперы, которая была закончена в 1881 году. А 29 января (10 февраля по новому стилю) 1882 года на сцене Мариинского театра в Петербурге с большим успехом прошла премьера «Снегурочки».
Афиша петербургской премьеры. Фото из архива театра
В опере противопоставлены два мира. Реальный представлен образами Бобыля Бакулы и его жены Бобылихи, молодой красавицы Купавы и влюбленного в нее Мизгиря.
Фантастическими героями являются пастух Лель, царь Берендей, Ярило. Но в центре произведения, безусловно, находится образ Снегурочки, дочери Мороза и Весны. В начале не способная чувствовать и переживать как реальные люди, героиня постепенно открывает свое сердце теплу и любви. История ее преображения, которая приводит героиню к гибели, потрясла воображение зрителей.
Новое произведение высоко оценили как драматург, так и сам композитор. «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная – писал Александр Островский, – я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо-страстной героини сказки». А через 15 лет Николай Римский-Корсаков написал: «Я вынес убеждение, что «Снегурочка»… моя лучшая опера».
Сто лет тому назад
Впервые минчане услышали эту оперу в 1912 году, через десять лет после премьеры. Тогда территория современной Беларуси входила в состав Российской империи. В культурном отношении это привело к двум процессам. С одной стороны, власть всячески препятствовала развитию собственно белорусского театрального искусства. С другой стороны, Беларусь являлась частью общеимперского культурного пространства. Учитывая, что до революции 1905 года все постановки на белорусском языке были запрещены, неудивительно, что постановки русской классики пользовались значительной популярностью.
Согласно первой всероссийской переписи населения 1897 года, в Минске жило 90,9 тысяч человек (19-ое место среди населенных пунктов Российской империи). По сути, маленький провинциальный городок. Но можно представить, какая насыщенная творческая жизнь происходила перед глазами его жителей! Как пишут исследователи, «минская сцена того времени видела лучшие петербургские труппы, целое созвездие известных артистов». Достаточно сказать, что перед горожанами в разные годы выступали композиторы и пианисты С.Рахманинов и А.Скрябин, певцы Ф.Шаляпин и Л.Собинов, примадонны миланского театра «Ла Скала» Л. Кастеллано и С.Кроль. А Мария Гольмар и Анна Мейчик, выступавшие, соответственно, в Венской и Миланской опере, периодически приезжали в Минск к своим родственникам и давали для соотечественников концерты.
Но даже на фоне выступлений европейских знаменитостей неизменной популярностью пользовались спектакли Казанско-Саратовского оперного товарищества. Основателем труппы (первоначально носившей названия Саратовской) был Николай Унковский, пожертвовавший морской карьерой ради любимой оперы. Писатель-беллетрист Валентин Пикуль писал о нем в миниатюре «Синусоида жизни человеческой»: «Предвосхищая будущего Шаляпина, Николай Владимирович не только пел, он играл на сцене, как драматический актер, используя мимику лица, помогал себе жестом, а костюм его всегда очень точно соответствовал исторической эпохе». Летний театр в Саратове «считался народным, классика в нем шла по удешевленным билетам, дабы опера стала доступна для всех. Много денег отнимал декоративный антураж. Зато на сцену проливались настоящие дожди, сверкали ракетные молнии. Везувий выплескивал огнедышащую лаву, а корабли погибали на скалах – с треском».
Впоследствии Унковский разорился и умер в 1904 году в нищете. Поэтому в Минск труппу привез антрепренер Л.Федоров, который ежегодно с 1908 года радовал классикой жителей губернского города. В исполнении его солистов минчане увидели «Евгения Онегина» и «Пиковую даму» П.Чайковского, «Травиату» и «Аиду» Дж.Верди, «Фауста» Ш.Гуно, «Кармен» Ж.Бизе, «Тоску» Дж.Пуччини и другие полюбившиеся оперы. В 1912 году минчане смогли познакомиться со «Снегурочкой», весенней сказкой в 4-х действиях с прологом. Главным дирижером оперы выступал Г. Рейнард-Шаевич, режиссером – М.Говоров. Однако гастролеры уехали, и спектакль исчез с белорусской сцены почти на 70 лет.
Made in USSR
Первая постановка «Снегурочки» в театре оперы и балета Беларуси связана с именем молодого режиссера Сергея Сильницкого. Представитель ленинградской оперной школы, выпускник Ленинградской консерватории, он пришел в наш театр на рубеже 1970-1980-х годов и осуществил на его сцене три постановки: «Свадьба Фигаро» В.А.Моцарта (1980), «Риголетто» Дж. Верди (1981) и «Снегурочка» (1981). Пожалуй, наиболее удачной из них оказалась «Свадьба Фигаро», до сих пор представленная в репертуаре. Любопытно, как в судьбе С.Сильницкого отразилась связь времен: свой дипломный спектакль («Травиату» Дж.Верди) режиссер осуществил… в Саратове, откуда, как мы помним, и приехала в Минск первая «Снегурочка».
Оркестр театра во главе с дирижером Владимиром Мошенским, на протяжении 1970-1980-ых годов работавшим в коллективе, сумел передать образно-драматургическую контрастность и двухплановость музыки Н. Римского-Корсакова. Недаром главные героини оперы (Купава – Ирина Шикунова и Снегурочка – Тамара Кучинская) символизировали, соответственно, мир людей и мир сказки.
Снегурочка — Тамара Кучинская, Мороз — Арнольд Лакшин
Фото из архива театра
Однако интерпретация постановочной группой образа главной героини оказалась спорной. Режиссер увидел в драме Снегурочки связь с проблемами современной жизни. Это вошло в противоречие с замыслом композитора, что привело, по мнению Галины Кулешовой, одного из крупнейших исследователей белорусских оперы, к реально-бытовому прочтению партитуры.
Это проявилось и ряде жанровых сцен, и в трактовке определенных образов. К сожалению, была значительно сокращена фантастическая сцена из 3 акта «с таинственным мерцанием светлячков, деревьями, кустами и Лешим, которые встают на пути Мизгиря, который гонится за Снегурочкой. В музыкальном отношении это один из самых ярких эпизодов оперы, где при помощи музыки композитор «рисует» картину лесного наваждения». Апофеозом реально-бытового подхода стала финальная сцена, в которой бог Ярило накидывал свой огненно-оранжевый плащ на главную героиню.
Очень яркой, художественной, иногда даже излишне пышной оказалась сценография спектакля, созданная известным российским художником Иосифом Сумбаташвили (кроме «Снегурочки», ему принадлежат декорации «Пиковой дамы», 1983 год).
После премьеры оперы «Снегурочка»
Фото из архива театра
Из-за этого в спектакле сместились смысловые акценты: сценография оперы вышло на первый план, оттеснив собственно музыку. Поэтому безусловной удачей «Снегурочка» не стала. Тем не менее, В.Мошенский и Т.Кучинская были отмечены дипломами Белорусского театрального общества за лучшие работы сезона 1981/1982.
Любопытна судьба создателей спектакля. Сведений о дальнейшей судьбе режиссера С.Сильницкого практически нет. Кажется, он попросту исчез из театрального пространства. В конце 80-ых дирижер В.Мошенский отошел от театральных дел и служит в учреждениях Белорусского экзархата – дьяконом, монахом, иеромонахом, священником. А вот народный художник СССР И.Сумбаташвили в настоящее время является главным художником Центрального академического театра Российской Армии и в октябре 2010 года отметил свой 95-летний юбилей.
Новое прочтение
28 января 2011 года «Снегурочка» как опера в 2-х действиях с прологом возвращается на сцену Большого театра. Режиссером-постановщиком выступит Сусанна Цирюк, главный режиссер Белорусского академического музыкального театра. За дирижерским пультом будет Виктор Плоскина. Из России приглашены художник-постановщик Кирилл Пискунов и художник по костюмам Татьяна Королева. Вместе с ними работает белорусский художник по свету Ирина Вторникова. Хормейстер — народная артистка Беларуси Нина Ломанович. Для работы с балетом приглашены Елена Дмитриева-Лавринович и Александра Тихомирова.
Для Сусанны Цирюк предстоящая постановка станет своеобразным возвращением в театр оперы и балета. В 1990-1999 годах она работала в коллективе режиссером-постановщиком и поставила ряд спектаклей, из которых «Травиата» до сих пор присутствует в репертуаре. Более десяти лет назад Валерий Гергиев пригласил Сусанну в Мариинский театр. С того времени режиссер существует в европейской системе координат.
Думается, именно этот период и сформировал творческий почерк и особенности работы Цирюк. Западные режиссеры не обязательно работают с определенной труппой. Они ставят по всему миру, причем контракты заключаются на несколько годов вперед. С одной стороны, это заставляет постановщиков ответственно относиться к профессии, не растягивать до бесконечности собственные поиски. С другой, такой подход и жесткий график далеко не всегда способствуют творческим открытиям. Он заставляет отшлифовывать до блеска готовый или частично готовый продукт, а не заниматься созданием чего-то абсолютно нового.
К «Снегурочке» Римского-Корсакова Сусанна Цирюк ранее не обращалась. Как сложится судьба этой оперы на белорусской сцене, зрители смогут увидеть на премьерных спектаклях.
Денис Мартинович Приглашение к чуду// Партер. 2011. № 1 (5). С. 44-47.
Странно Денис. Такой симпатичный молодой исекси и такой стиль агиток 80 и колхозно патриотической журнатистики. В каком полку служили в смысле учились где и у кого. Просто любопытно. Думается этот период и сформировал…Остается только упомянуть про творческие планы ибо творческий поиск присутствует.Приглашение к чуду больше похоже на зов на сельскую постановку. Бай.
Неужто самому не скучно писать ( а вернее, перепечатывать чужие тексты и мысли) о том, чего не видел и не слышал лично. И пафос, который простителен г-ну Вульфу, из ваших уст «звучит» смешно… Вернитесь в реальность и освещайте близкие и понятные Вам события…
Фамилия дирижера Плоскина, а не Плоскин.
Вы издеваетесь??? Я работаю в театре, потому со 100 % уверенностью могу сказать, что главный дирижёр — Виктор Михайлович Плоскина!!!
Господа!
Вы невнимательны. В тексте моего блога стоит именно «Плоскина». Что привело к опечатке при копировании на tut.by, не знаю. Но это не повод предаваться такой беспредельной радости.
Вы невнимательны и в пожелании «освещайте близкие и понятные Вам события». Перечитайте внимательно хотя бы последние посты. Они все о последних событиях.
Спасибо за Вульфа. Представляете, столько лет писать в своем стиле. А тут бац… И ты оказываешься продолжателем его дела!
Благодарю за хорошее настроение. Мои знакомые долго смеялись и подкалывали меня комплиментом «исекси».
Писать нескучно. Работать в архиве и читать исследования, чтобы потом популярно их изложить читателю, а не «перепечатывать чужие тексты и мысли», чем я никогда не занимаюсь, интересно.
Но самое интересное слышать от вас фразу: «Приглашение к чуду больше похоже на зов на сельскую постановку». Простите, но премьера только 28-го. Я пишу о возможном чуде на основе музыки, уровня солистов и постановочной группы. Что дает вам основание писать о «сельской постановке», если вы ее не видели? У меня сложилось впечатление, что писал человек, которого обошли при распределении партий.
Жаль, что Вы так нечего и не поняли по-сути комментария… Кстати, о Вульфе, у каждой медали (и у каждого времени) есть две стороны. Ваше творчество ( к сожалению) — вторая… В дальнейшем не буду Вас «утомлять».
Уважаемый (-ая) gavr!
«Утомлять»-«не утомлять» — это Ваш личный выбор:) Простите, но мне интересны возражения по-существу. Тогда их стоит учитывать во время дальнейшей работы. Если есть желание, объясните свою мысль точнее. Написать «не поняли по-сути» — проще всего.
Я была на «Снегурочке». 28-го. Уточняю, потому что составы разные. К моему большому удивлению, спето все было чистенько. Особенно умничка Татьяна Гаврилова — Снегурочка. Что же до остального — постановка, декорации, идея, костюмы — это просто ужас…