Архив: история белорусской почты

 Что было написано в первом письме, отправленном с территории Беларуси, сколько времени шла корреспонденция из Вильно в Москву, почему в нашей стране не прижились чугунные почтовые ящики — об этом рассказывает экспозиция историко-информационного центра «Белпочты», расположенного в доме 22 на улице Вокзальной.

Первое упоминание о почте на наших землях датировано 885 годом. Так, «Повесть временных лет» сообщает: «Послал Олег к радимичам, спрашивая». Олег — это киевский князь, а радимичи — племя, жившее на современной Гомельщине. С ІХ по ХІІІ век почту доставляли великокняжеские гонцы. Особо секретную информацию передавали устно. Для сообщений попроще пользовались берестяными грамотами.

В Беларуси известны всего две подобные находки. В грамоте, которая была обнаружена в Витебске, написано: «От Степана к Нежиле. Если ты продал одежду, то купи мне рожь за шесть гривен. Если же чего не продал, то пошли мне наличностью. Если же продал, то сделай доброе дело: купи мне рожь». От грамоты, найденной в Мстиславле, сохранились лишь отрывки: «… пшеницы четыре с половиной гривны (…) … заплатил Семен…». Это самые древние белорусские письма.

В ХІV — начале ХVІІ веков роль почтальонов в Великом княжестве Литовском выполняли особые лица — «королевские дворяне». Они доставляли распоряжения государственных органов власти. Регулярная почтовая служба была создана 22 ноября 1649 года.

С 1667 года почта между ВКЛ и Московским царством стала перевозиться по первому почтовому тракту Вильно—Москва. Он проходил через Минск, Могилев и Смоленск. Впрочем, в те времена письма шли неделями, а то и месяцами. Дорога от Вильно до Москвы занимала около 20 дней. Когда же начинались дожди и дороги приходили в негодность, почта не доставлялась вообще.

В конце ХVІІІ века Беларусь вошла в состав Российской империи, где почта подчинялась военному ведомству. Поэтому костюмы почтальонов были зеленого цвета. Форма была дорогой, из сукна, и шилась за счет самих работников. Сами они оплачивали и обучение, которое происходило на рабочем месте. Учеба могла продолжаться всего месяц. Экзамены сдавались в местном муниципалитете. В свою очередь начальник почтово-телеграфной конторы обязательно должен был иметь хорошее образование, знать иностранные языки, русский и белорусский, а также в совершенстве географию (например, назвать притоки самых крупных рек). Поскольку работники почты неплохо зарабатывали, они держались за свои должности и старались передавать их по наследству.

В ХVІІІ веке стали строить почтовые станции шести классов. На станциях первого класса содержали до 70 лошадей, на станциях шестого класса — всего три—пять. Станции включали в себя почтовый дом, дом для ямщиков и сарай для фуража. В почтовом доме принимали и обрабатывали почту. Одновременно путешественники могли тут остановиться, поесть и даже переночевать. В ХІХ веке в центре городов появились почтовые конторы — предшественники больших отделений связи. Но доставку писем они еще не обеспечивали. Горожане приходили в конторы сами. Впрочем, отправить письмо можно было через мелочную (или, как ее называли, молочную) лавку, расположенную на окраине города. Ее владельцу платили пять копеек с рубля дохода, и он передавал письмо в контору. Городская почта с доставкой писем была организована в 1870 году. А в 1891-м в Минске появилось первое почтовое отделение.

Первые модели почтовых ящиков были деревянными. Но их часто жгли и ломали, поэтому вместо них появились чугунные, которые были очень дорогостоящими, а к тому же и тяжелыми, поэтому часто обваливались. В конце ХІХ века появились обыкновенные ящики из тонкого железа. Чтобы проконтролировать время, когда почтальон будет осуществлять выемку писем, на ящиках поместили циферблат. Когда почтальон забирал письма, стрелка фиксировала это время. Но эти ящики были дорогими, поэтому в 1905 году почтовое начальство придумало ноу-хау: сотрудникам выдавали пластинки красного цвета, а в ящики клали синие. При каждой выемке корреспонденции пластинки нужно было менять. Сегодня для контроля используют электронные чипы.

Первая почтовая марка была выпущена в Великобритании в 1840 году. В 1857-м она появилась и в России. Обычно на марке изображался герб империи — двуглавый орел, портрет одного из представителей правящей династии Романовых или памятники архитектуры (например, какой-либо дворец). До появления марок на конверты ставилась печать. Существовали и открытые письма. До революции на них могли написать все что угодно. Например, «Дать 10 копеек почтальону» или «Оплату взыскать с получателя». Единственным ограничением был запрет на использование нецензурной лексики. С марками в обиход вошли и штемпели. Сначала они были точечными, круглыми, прямоугольными и треугольными. В конце ХІХ века появились календарные штемпели, на которых указывался номер почтового отделения, дата и даже время.

Первые почтовые вагоны появились в Российской империи еще в конце ХІХ века. На станции его всегда первым отцепляли от локомотива. К месту, где останавливался вагон, почтовые работники всегда приносили почту, чтобы сделать быстрый обмен. В советское время белорусская почта отправлялась прямыми почтовыми вагонами в Ленинград, Харьков, Тбилиси, Ереван, Ташкент, Алма-Ату, Новосибирск и во Владивосток, осуществляя почтовые обмены в крупных остановочных пунктах. Теперь для обмена почтой с другими странами существуют выделенные места международного почтового обмена. Например, вся белорусская почта адресатам России направляется в Москву, из которой далее распространяется по российским адресам. По Беларуси почту теперь отправляют только машинами по определенным маршрутам. Автотранспорт с почтой для республиканских населенных пунктов выезжает из Минска в основном в ночные смены, с остановками в участках по обработке и обмену почты в крупных городах. Например, если путь ведет в Витебск, то по пути следования при остановке в Орше и других районных центрах местная почта выгружается. А уже из этого города письма отправляются в сельсоветы и деревни.

На фото: почтовый автомобиль марки «ГАЗ-51″ Министерства связи БССР. 1955 год.

Почтальон колхоза имени Сталина Молодечненской области за доставкой почты. 1955 год. 

В сельской местности почтальоны часто передвигались на велосипедах. 

Сортировка очередной почты на минском главпочтамте. 1956 год.

Обработка свежих журналов в День международного письма на минском главпочтамте. 1957 год.

Фото из фондов учреждения «Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов», gramoty.ru

Оригинал публикации можно прочитать на сайте Where Minsk.