Взгляд в прошлое: от храма до театра

Почему жители Будапешта могли перепутать свой город с Минском, как связан с белорусской столицей родной брат Моисея и где состоялся театральный дебют Олега Янковского.

На фото: здание Государственного русского драматического театра БССР имени Горького. 1956 год

С присоединением белорусских земель к Российской империи в конце XVIII века они вошли в черту еврейской оседлости. Учитывая, что представителям этой национальности не разрешали проживать в деревнях, все они селились в городах или местечках. При этом шло активное строительство синагог. В 1917 году в восточной части Беларуси (западная была оккупирована немцами) насчитывалось 704 таких культовых здания, из них 63 находилось в Минске. В 1901—06 годах по инициативе доктора Лунца на Серпуховской улице была воздведена хоральная синагога, являвшаяся главной в Минске. Деньги на ее строительство собирались всей еврейской общиной города.

На фото: здание хоральной синагоги на ул. Серпуховской в Минске. 1903 год.

За полвека до этих событий, в 1854—59 годах, в Будапеште была построена синагога на улице Дохань, ставшая самой крупной во всей Европе. Здание, рассчитанное на три тысячи молящихся, было возведено в мавританском стиле, чтобы напомнить о ближневосточных корнях евреев. Создатели минской синагоги решили построить здание наподобие будапештского. Оно включало в себя две части: масштабный портал у входа и ритуальный зал. Вход в синагогу был построен в форме арки. Над ней находилось круглое окно, которое называлось глазом Аарона (так звали брата Моисея, первого в череде израильских первосвященников, прожившего 123 года, но так и не вернувшегося на землю обетованную). Внутреннее помещение синагоги поражало своим богатством.

На фото: внутренний вид хоральной синагоги Минска до 1917 года.

После революции здание синагоги сменило несколько хозяев. В 1921 году его отдали еврейскому театру. Затем переоборудовали в рабочий клуб, на базе которого вскоре создали Дом культуры. А позднее передали в аренду «Белгоскино», которое открыло в бывшей синагоге кинотеатр «Культура» — один из самых крупных в Беларуси (он насчитывал 1,2 тысячи мест). Поэтому здание на улице Володарского (в 1922 году Серпуховскую улицу переименовали в честь революционера) стало местом важнейших культурных и политических событий довоенной Беларуси. Поскольку зрительный зал славился прекрасной акустикой, в нем предпочитали выступать многие звезды. Минчане слушали здесь поэта Владимира Маяковского, певцов Леонида Утесова и Сергея Лемешева. Кроме того, кинотеатр был оснащен новейшей проекционной аппаратурой, а размер экрана составлял 8,5 на 7 метров. Поэтому именно тут была показана премьера первого белорусского художественного фильма «Лесная быль».

На фото: вид кинотеатра «Культура» в Минске до 1941 года.

На протяжении своей истории Русский театр, созданный в 1932 году в Бобруйске на базе труппы странствующих актеров, успел поработать сразу в трех знаменитых зданиях. Расположенные в разных городах, они сохранились до наших дней. Первые успехи связаны с Могилевским театром, куда актеры перебрались через три года. Здание театра было построено в 1888 году (на два года раньше, чем Купаловский) благодаря местному губернатору Александру Дембовецкому (по легенде — внебрачному сыну императора Александра ІІ). Там коллектив работал до войны, а также сразу после освобождения Беларуси. Следующая площадка — в Гродно. Еще в ХVIIІ веке местным старостой стал Антоний Тизенгауз. Друг короля Станислава Понятовского, он решил реформировать экономику и культуру Великого княжества Литовского. Для этого Тизенгауз приказал построить множество фабрик и школ, типографию, а также театр, который был возведен в 1773 году. Именно в его здании играли актеры Русского после войны (теперь там обосновались гродненские кукольники). А в июле 1947-го театр переехал в Минск.

На фото: здание Государственного русского драматического театра БССР имени Горького. 1956 год.

После войны одной из ведущих исполнительниц театра являлась народная артистка Беларуси Анна Обухович. Она дебютировала как актриса немого кино, работала в московских коллективах, а в 1937 году получила приглашение от Русского театра. Вскоре Анна Брониславовна стала примадонной — исполнительницей главных ролей, женой главного режиссера Дмитрия Орлова, позднее — секретарем местной партийной организации. За исключением военных лет, когда Обухович выступала в составе фронтовых бригад, она выходила на сцену Русского пять десятилетий, почти до самой смерти.

На фото: Анна Обухович — народная артистка БССР, актриса Государственного русского драматического театра БССР имени Горького. 1953 год.

Перебравшись в Минск, ведущие актеры разместились в гостинице «Советская» на улице Комсомольская (это была единственная гостиница, уцелевшая после войны). Молодежи достались койки в общежитиях. Первые постановки были на сцене Дома офицеров. Но там оказалось тесно: там же проходили спектакли Оперного театра, а также мероприятия и вечера Белорусского военного округа. В свободное время артисты работали над восстановлением здания на улице Володарского, 5. К 1948 году усилиями рабочих и труппы был настлан пол в зрительном зале, повешена люстра и оборудована сценическая площадка. Но театр открыл свои двери лишь в 1950 году. Через десять лет в здании случился пожар, во время которого сгорели вся сцена и балкон. Но в целом театр до сих пор сохранился в том же виде, как и в начале 1950-х.

На фото: сцена Государственного русского драматического театра БССР имени Горького. 30 октября 1956 года.

Летом 1957 года из таджикского города Ленинабад в Минск переехал молодой актер Ростислав Янковский. Первые годы он жил с женой в театральной гримерке и практически не выходил на сцену: его пригласили в театр без ведома главного режиссера. Куда лучше складывалась судьба у его младшего брата. Однажды заболела исполнительница эпизодической роли в спектакле «Барабанщица», и 14-летнего Олега попросили выйти на сцену. Скоро Олег уехал в Саратов, поступил в театральное училище, а позднее покорил Москву. Но если для поклонников Олега Янковского Ростислав остался всего лишь его старшим братом, то белорусские театралы воспринимали его как звезду. Свои лучшие роли в театре он сыграл в дуэте с Александрой Климовой.

На фото: «Антоний и Клеопатра» по пьесе Шекспира. В роли Антония — Ростислав Янковский, в роли Клеопатры — Александра Климова. 1963 год.

Начало 1970-х годов для Русского театра были сложными. Об этом свидетельствовали проходные спектакли и полупустой зал. Спасать коллектив позвали 36-летнего режиссера Бориса Луценко. Его первым спектаклем стал «Макбет» (1974), с которого начался настоящий золотой век в истории коллектива. Луценко рассказал со сцены не о безмерном честолюбии или страстной любви, а о соблазнах безграничной власти, проводя параллели с советской эпохой. Позднейшие спектакли Луценко создали ему имидж почти диссидента, за что тот был отстранен от работы в театре. Но «Макбет» получил всесоюзное и европейское признание, показывался на гастролях в Венгрии, получил гран-при на фестивале в Штутгарте и сошел со сцены лишь в 1990-м, выдержав 328 показов.

На фото: актеры Русского драматического театра (слева направо): Ростислав Янковский, Александра Климова, Анатолий Кашкер после спектакля «Макбет». Февраль 1989 года.

Фото из фондов учреждения: «Белорусский государственный архив кинофотодокументов»

Оригинал моей публикации на сайте where Minsk можно прочитать тут.