Зинаида Васильева — «летающая балерина»

Народной артистке Беларуси Зинаиде Васильевой, одной из основоположниц отечественного хореографического искусства, исполнилось бы 100 лет.


Зинаида Васильева в партии Лизы.
«Тщетная предосторожность». 1938 год

Она родилась 16 (29) декабря 1913 года в Петербурге — тогдашней столице Российской империи. К сожалению, практически никаких сведений о детстве артистки не сохранилось. В 1927‑м Зинаида поступила в Ленинградское хореографическое училище. Там она занималась в классе Агриппины Вагановой, одного из самых выдающихся балетных педагогов ХХ века.

В 1933‑м юная балерина окончила училище и стала ведущей солисткой сразу двух театров: Кировского (современный Мариинский) и Ленинградского малого (современный Михайловский). В последнем коллективе ей повезло с хореографом. Созданную в том же году балетную труппу возглавил знаменитый Федор Лопухов. Васильева стала первой исполнительницей партий в его спектаклях «Сванильда» и «Светлый ручей». Второй из них, поставленный на музыку Дмитрия Шостаковича, стал первым советским балетом на бытовую тему. Причем имена главных героев (работников колхоза «Светлый ручей») совпадали с реальными именами артистов. Васильева танцевала партию Зины, ее партнер Гусев — партию Петра.

Артистка пользовалась таким грандиозным успехом, что никогда не могла до конца исполнить в этом балете вариацию. На середине зрители устраивали овацию. Васильевой приходилось раскланиваться и только потом доводить танец до завершения.

Иван Соллертинский, один из лучших советских критиков 1930‑х, писал о ней: «Это танцовщица с блестящими данными, с хорошей техникой, с превосходным большим шагом… У Васильевой подвижное лицо, достаточно выразительная мимика, хороший сценический темперамент».

В 1935 году балерина перешла в московский Большой театр, где делила ведущие партии с признанными звездами тех лет Марией Семеновой, Ольгой Лепешинской и Софьей Головкиной. Но уже через год переехала в Минск. Почему? Сама Васильева говорила о желании поднять общий уровень Белорусского театра оперы и балета, который к тому времени существовал всего лишь четыре года. Но определенную роль могли сыграть еще несколько причин. Например, прямой приказ со стороны начальства. Или атмосфера творческого удушья, царившая в Большом (об этом балерина позднее говорила сама). А также разгромная критика спектакля «Светлый ручей» в газете «Правда», после чего он был снят с репертуара.

На белорусской сцене Зинаида Анатольевна стала первой исполнительницей партий Одетты в «Лебедином озере», Марии в «Бахчисарайском фонтане», Коломбины в «Арлекинаде» и Ванды в национальном балете «Соловей».


Зинаида Васильева в партии Коломбины.
«Арлекинада». 1945 год

На следующий год после приезда, в 1938‑м, она стала заслуженной, а в 1940‑м — народной артисткой Беларуси. Кстати, именно в том году в Москве прошла Декада белорусского искусства. Используя прежние творческие контакты, балерина привлекла к работе таких признанных хореографов тех лет, как К. Голейзовский, А. Ермолаев, Ф. Лопухов.

«Васильева — исключительно талантливая лирико-комедийная танцовщица, — писал Федор Лопухов. — (…), она сделалась любимицей публики благодаря заразительности своего виртуозного классического танца и не бывалым качествам прыжка. Васильева обладала огромным прыжком и справедливо называлась «летающей балериной». (…). Танец ее лучился весельем, озорством».

Война изменила судьбу артистки. Она вернулась в Ленинград и пополнила труппу Малого театра. Но вскоре оказалась в блокаде, затем смогла эвакуироваться. Лишь в 1943‑м она воссоединилась с белорусским коллективом.

Широко известен портрет Васильевой, написанный живописцем Иваном Ахремчиком во время войны. На лице молодой женщины отразились задумчивость и скрытый драматизм. Элегантное темное платье с прикрепленным цветком, модная шляпка — все это говорит о принадлежности к артистическому миру.

Ещё в довоенные сезоны балерина танцевала партию Лизы в комедийном спектакле “Тщетная предосторожность”. Поэтому она восстановила эту же постановку в городе Ковров Владимирской области, куда эвакуировалась труппа. А после освобождения Беларуси балет благодаря артистке вернулся на сцену минского театра.

Еще до войны Васильева стала заниматься педагогикой, организовала хореографическое отделение в Белорусском театральном училище. А в 1945‑м Зинаида Анатольевна стала первым художественным руководителем Белорусского хореографического училища. Любопытно, что и до, и после войны она искала и находила своих будущих учеников в детских домах Беларуси.

Официально Васильева не отказывалась от карьеры танцовщицы. Но роковую роль в ее судьбе сыграло тяжелейшее заболевание ног, которое требовало лечения и операций. За четыре с половиной года балерина выходила на сцену только 16 раз! В 1949 году Васильева была вынуждена уйти из театра и завершить карьеру.

Вместе с мужем, хореографом Сергеем Павловым, балерина переехала в Новосибирск, где провела оставшуюся часть жизни.
Из города она “отлучалась” дважды. В 1954-1959 гг. супруги работали в Одессе, а в 1962-1965 – по контракту в Египте, где Зинаида Анатольевана являлась педагогом классического танца в Каирском высшем балетном институте. За эти годы как Васильева как балетмейстер-постановщик и педагог участвовала вместе с мужем в постановке нескольких десятков балетов и такого же количества опер. Кстати, внук Васильевой, Константин Колотов, также посвятил свою жизнь хореографии: он работал танцовщиком в Свердловском театре оперы и балета.

Зинаида Анатольевна умерла 1 августа 1999 года.

Ее судьба полна парадоксов. На белорусской сцене балерина танцевала меньше десяти лет, но при этом оставила память о себе на долгие годы. Почему? Наверное, потому что в воспоминаниях зрителей осталась легендой. «Полет — идеальное воплощение Васильевой, — писал известный балетный критик Владимир Потапов. — Ее видишь в воздухе с протянутой вперед рукой и распластанными, спрямленными ногами. Васильева (…) летит бесстрашно, летит мятежно, словно преодолевая препятствия, с гордой убежденностью и мудрым спокойствием. Летит не над сценой, а над миром, которому радуется и который радуется ей».

Опубликовано с небольшими сокращениями: «Летающая балерина»// Партер. 2014. № 1.
Перепечатано: «Летавшая» над миром// Белорусская военная газета. 2014. 18 января. № 9. С. 15.
На блоге выложена полная версия.