Иосиф Абрамис. Основатель дирижёрской школы

Герой этой статьи руководил оперным оркестром и хором, играл на валторне, выходил на сцену в спектаклях, да ещё и лично задержал преступника. Такова насыщенная биография Иосифа Самиуловича Абрамиса, которому в этом году исполнилось бы 95 лет.


Фото с сайта www.bsmt-archives.narod.ru

Будущий дирижёр родился в Минске 29 октября 1918 года. Позднее он признавался, что «уже в детстве знал, что только музыке и театру отдам всю свою жизнь. Немалую роль, конечно, сыграло здесь то, что я вырос в театре, где мой отец был артистом хора, и с самых первых шагов атмосфера театра, этот особый театральный воздух стали для меня жизненно необходимы». Впрочем, детство Абрамиса было нелёгким. Однажды отец неожиданно для семьи уехал из дома с гастролирующей опереточной труппой. Иосиф остался с матерью, которая, увидев в сыне творческие задатки, отдала его учиться играть на валторне в Минскую военно-музыкальную школу.

Обучаясь секретам игры на этом инструменте, юноша закончил Минский музыкальный техникум (теперь училище имени Глинки), параллельно работал в оркестре БДТ-1 (современный Купаловский театр) и выходил на сцену в отдельных спектаклях как актёр миманса. А в 1936-м он поступил в Белорусскую консерваторию, параллельно работая в оркестре Оперного. Диплом оркестранта высшей квалификации Абрамис получил в июне 1941 года. Иосиф уже тогда мечтал о карьере дирижёра, но всё изменила война.

Вместе с женой, с которой познакомился ещё в техникуме, Абрамис эвакуировался в Ташкент. Там ушёл в действующую армию и прошёл всю войну связистом-радистом в артиллеристском полку, был награждён орденами и медалями. Не имея никакой возможности профессионально заниматься музыкой, он всё равно не забывал свою профессию. Любопытно, что в одном из писем жене Иосиф вложил ноты песни с комментарием, как её надо исполнять.

В 1945 году Абрамис вернулся в Минск. Его встретили руины родного города, а также известие, что мать забрали в гетто, откуда она не вернулась… Иосиф вместе с семьёй и дочерью поселился в маленькой театральной гримёрной (причём ребёнок спал в чемодане под пианино) и с головой кинулся в работу. Он вернулся в Оперный, где работал сначала артистом оркестра, потом хормейстером и главный хормейстером. Участвовал в записях фонотеки Белорусского радио. А ещё параллельно во второй раз учился в консерватории по классу симфонического дирижирования. Как неоднократно говорил Абрамис, «если музыкант не согласен работать в воскресенье – лучше сразу сменить профессию».

В 1951 году после успешного руководства оперой «Евгений Онегин» Иосифу Абрамису была присвоена квалификация дирижера, после чего он почти на три десятилетия стоял за пультом Оперного театра. За эти годы им было освоено около полусотни спектаклей, причём 37 из них являлись премьерными. Абрамис дирижировал произведениями как белорусских композиторов («В пущах Полесья» Богатырева, «Соловей» Крошнера, «Князь-озеро» Золотарева, «Михась Подгорный» Тикоцкого, «Зорка Венера» Семеняко, «Мечта» Глебова, «Маринка» Пукста), так и классикой («Князь Игорь» Бородина, «Спартак» Хачатуряна, «Бал-маскарад», «Риголетто», «Аида» и «Отелло» Верди, «Мадам Баттерфляй» и «Тоска» Пуччини, «Дон Кихот» Минкуса, «Дон Паскуале» Доницетти).

Как вспоминала дочь маэстро Татьяна Якимович, её отец “был способен очень быстро схватывать новый музыкальный материал и с лёгкостью читал партитуру с листа. Это редкая и очень ценная профессиональная достоинство, свойственная далеко не всем дирижёрам. Поэтому он мог заменить практически любого своего коллегу на любом спектакле”. Впрочем, работа продолжалась и дома, где имелась большая оперная фонотека. Спектакли, которые готовились к постановке, слушались в разном исполнении. Ещё до премьеры всё выучивалось на память. Абрамиса неоднократно приглашали в другие театры, но он остался верным Оперному.

Яркая страница в творческой биографии Абрамиса связана с преподавательской работой в Белорусской консерватории. За четверть века (1959-1984) Иосиф Самуилович подготовил более тридцати дирижёров, среди которых народные артисты Беларуси Михаил Казинец, Леонид Иванов, Михаил Финберг, а также Вячеслав Волич, Виктор Волоткович, Александр Сосновский. Последний воспоминал, что между студентами и маэстро не чувствовалось никакой дистанции. С первых занятий между ними установились простые и даже дружеские отношения. Преподаватель ввёл интересное нововведение: под руководством студентов-дирижёров репетировали и выступали известные солисты. Иосиф Самуилович мог разделить между студентами картины, и в классе полностью звучала одна из известных опер. Абрамис буквально обожествлял классическую музыку во всех её проявлениях, а вот всё остальное называл “джазики”.

Как вспоминает дочь музыканта, в повседневной жизни дирижёр был очень весёлым, остроумным, “с молодостью в характере – всякий конфликт на репетиции он мог “разрядить” анекдотом, а его тонкие шутки даже цитировали артисты оркестра”. И при этом Абрамис являлся смелым и бесстрашным человеком. Однажды он даже задержал преступника, за что получил благодарность от милиции.

В 1979 году Иосиф Самуилович был вынужден уйти из Оперного. Но вскоре подоспело предложение возглавить оркестр Белорусского государственного театра музыкальной комедии. Вначале дирижёр отказался, потому что не хотел работать в лёгком жанре. К тому же коллектив не имел своего здания. Но всё-таки Абрамис согласился. За три года он сумел поднять общую музыкальную культуру театра, а также принять участие в постановке нескольких спектаклей. Один из «Нестерка» Суруса долгое время являлся одной из визитных карточек коллектива. А «Летучая мышь», показанная в 1981-м на открытии современного здания театра, до сих пор идёт на его сцене.

В последние годы жизни маэстро болел. Но даже в больнице, владея лишь одной рукой, работал над клавиром оперы «Алеко» Рахманинова, мечтая поставить её в концертном варианте. 29 сентября 1984 года Иосиф Абрамис скончался.

По мнению дирижёра Александра Сосновского, именно Абрамис создал теперешнюю белорусскую дирижёрскую школу. Теперь ученики маэстро и ученики учеников продолжают его дело.

Основатель дирижёрской школы// Партер. 2013. № 9. С. 40-42.