Одной из последних премьер московского Большого театра стал «Князь Игорь». Его постановщику, легендарному Юрию Любимову, в этом году исполняется 96 лет. Восхищаясь его творческим долголетием, не стоит забывать об ещё одном театральном долгожителе – 90-летнем балетмейстере и оперном режиссёре Отаре Дадишкилиани, чья биография на протяжении десятилетия была тесно связана с Минском.
Предки Отара Михайловича по отцовской линии происходили из знаменитого в Грузии княжеского рода. Но поскольку в ХIХ веке они конфликтовали с властями, то практически все были уничтожены. Спасая свою жизнь, отец Дадишкилиани бежал в Турцию и вернулся в Россию лишь после революции. Попав на Дон, женился на дочери казака. 21 августа 1923 года в Новочеркасске родился сын Отар.
Выбор будущей профессии определили родители. Отец мальчика хорошо танцевал, а мать любила театр, куда водила сына. После спектаклей Отар брал все самодельные игрушки, которые имелись в доме, иногда мастерил героев сам, наклеивая к спичкам нарисованные лица рыцарей и дам, и разыгрывал на подоконнике сюжеты из увиденных постановок или прочитанных книг (особенно он любил Пушкина, Лермонтова, Шекспира и Вальтера Скотта). Семья часто переезжала (сначала в Ростов, затем в Ставрополь), но во всех городах Отар занимался танцами: сначала посещал кружок, затем хореографическую студию.
С началом войны молодой Дадишкилиани стал артистом балета Орджоникидзевской краевой филармонии, которая базировалась в Ставрополе. В августе 1942 года край внезапно захватили немцы. Отар с матерью не успели эвакуироваться и до января 1943 года, когда пришли “наши”, прятались в деревне.
После освобождения Отар ушёл добровольцем на фронт. Впрочем, командование быстро узнало о танцевальных талантах молодого человека и перевело его во фронтовую концертную бригаду, в составе которой юноша выступал перед бойцами 4-го Украинского и 1-го Прибалтийского фронтов, был награждён медалью “За победу над Германией”. Демобилизовавшись, он вернулся к прежней профессии: являлся солистом ансамбля классического балета Ставропольской краевой филармонии, затем перешёл в Ставропольский краевой театр музыкальной комедии, работавший в Пятигорске. По его собственному признанию, исполнял украинские, польские, венгерские и другие танцы.
В 1950-м Отар Михайлович кардинально изменил направление своей жизни, поступив балетмейстерское отделение ГИТИСа. Причём, на экспериментальный курс, на котором готовили не только балетмейстеров, но и режиссёров. Любопытно, что как сталинский стипендиат Дадишкилиани получал более восемьсот рублей – вдвое больше, чем солисты в театрах.
Его дипломной работой оказалось первое сценическое воплощение балета «Маскарад» (по драме Лермонтова), музыку которого написал Лев Лапутин, ученик Арама Хачатуряна. Судьба будущего спектакля во многом зависела от того, как рецензентом будет оценено либретто, написанное, кстати, самим Дадишкилиани. По счастливому стечению обстоятельств текст попал в руки Ираклия Андроникова, одного из самых авторитетных лермонтоведов страны. Его высокая оценка повлияло на то, что дебютант смог воплотить свои идеи на сцене Новосибирского театра оперы и балета. После успеха спектакля, поставленного в 1956-м (в постановке других хореографов «Маскарад» позднее прошёл по многим сценам СССР), Дадишкилиани предложили выбрать балетную труппу, которую он бы хотел возглавить.
Выбор хореографа первоначально остановился на Горьковском театре оперы и балета. Затем он переехал в Челябинск, где дебютировал как оперный режиссер (поставил «Золотого петушка» Римского-Корсакова). А в 1965-м году Отара Михайловича пригласили в Белорусский театр оперы и балета. Сначала он являлся главным балетмейстером, а в 1971-м перешёл на должность главного режиссёра. Отар Михайлович приехал с семьёй, все члены которой на всю жизнь связали судьбу с белорусской хореографией. Жена, народная артистка Беларуси Клара Малышева, и дочь, заслуженная артистка Беларуси Нателла Дадишкилиани, в разные годы являлись ведущими балеринами труппы, сын Денис танцевал в Оперном и Музыкальном театрах.
По признанию Отара Михайловича, из собственных постановок любимым балетом для него являлся «Спартак» (позднее свою версию этого произведения Хачатуряна Дадишкилиани воплотил в Хельсинки и Братиславе). Причём, во время подготовки к минской премьере композитор не разрешал почти никаких купюр, утверждая: «Для меня каждая нота – это всё!». А вот историки балета одним из лучших балетов Дадишкилиани называют «Альпийскую балладу» Глебова, созданную по мотивам одноименной повести Быкова. Отара Михайловича во многом можно считать предтечей будущего расцвета белорусского балета, ведь именно при нём свои первые роли получили Людмила Бржозовская, Юрий Троян, Виктор Саркисьян и другие исполнители.
Что касается оперных постановок, то годы спустя среди своих самых дорогих спектаклей Дадишкилиани называл «Хованщину», «Пиковую даму» и «Дон Жуана», которые ставились как раз в Минске. Особенностью минской “Хованщины” заключалась в том, что опера (едва ли не впервые в СССР) была исполнена не в общепринятой редакции Римского-Корсакова, а в редакции Шостаковича, более близкой к оригиналу. Как отмечала музыковед Галина Кулешова, создатели спектакля отказались от традиционно-бытового решения и трактовали оперу Мусоргского “как историческую драму с характерными ей героико-эпическим размахом и трагическим пафосом, многоплановостью действия”.
В 1976 году Отар Михайлович стал главным режиссёром Горьковского (теперь Нижегородского) театра оперы и балета. Среди его оригинальных работ – постановка «Чародейки» Чайковского на открытой площадке у стен Нижегородского кремля, а «Ивана Сусанина» Глинки – на родине главного героя, в Костроме. Не забывал Дадишкилиани и Беларусь, обратившись в 1983-м к балету «Маленький принц» Глебова. На своей должности Отар Михайлович находился до 2003 года, а теперь является одним из режиссеров театра. В труппе коллектива работает и его вторая жена, певица Антонина Бородаева. Любопытно, что он встретил её на репетиции своего первого спектакля в Горьком, оперы «Кармен», где она исполняла ведущую партию.
Семья, любимая работа и востребованность в 90 лет. Возможно, в этом и заключается секрет счастья?
Режиссёр из княжеского рода// Партер. 2013. № 7. С. 34-37.