Радзинский и цари

Выпускник Московского историко-архивного института, Эдвард Радзинский начинал свой творческий путь как драматург. Его пьесы “Снимается кино”, “Приятная женщина с цветком и окнами на север”, “Старая актриса на роль жены Достоевского”, “Монолог о браке”, “Она в отсутствии любви и смерти” и многие другие часто ставились в театрах России и за рубежом. Но в последние десятилетия Э.Радзинский известен широкой публике как популяризатор истории.


Он ведет ряд авторских передач на телевидении, а также пишет книги, в которых серьезные ученые находят неточности. Недаром отдельные эстеты-интеллектуалы критикуют Радзинского за вольное обращение с фактами и называют представителем жанра «фольк-хистори». Но широкая публика зачитывается его исследованиями, посвященными личностям императоров Александра ІІ Николая ІІ и героев Французской революции. Недаром новая книга автора “Титаны и тираны. Иван IV Грозный. Иосиф Сталин” вышла в “скромной” серии “Радзинский и цари”.

Как уже видно по названию, рассматриваемое издание посвящено двум личностям. О втором из них Радзинский писал неоднократно. Во вступлении он отмечает: “Об этой книге я думал всю свою жизнь. И о ней до самой своей смерти думал мой отец. Отец умер в 1969 году, и тогда я начал писать эту книгу. Я включил в эту книгу и их рассказы о Сталине. Рассказы, которые так любил рассказывать мой отец с вечным рефреном: Может быть, ты когда-нибудь о нём напишешь”. К личности Ивана Грозного писатель обращается впервые. Что же заставило объединить их под одной обложкой?

Думается, внутренняя связь. Любопытно, что в страшные дни войны, когда немцы рвались к Москве, и главу СССР должны были больше всего занимать военные проблемы, на стол Сталину попала пьеса Алексея Николаевича Толстого об Иване Грозном. Прочитав ее и, видимо, о чем-то раздумывая, Сталин несколько раз написал на задней стороне одно слово – “Учитель”. Недаром именно во время войны Сергей Эйзенштейн начал снимать фильм о русском царе. Причём, если за первую серию он получил Сталинскую премию первой степени, то вторая подверглась критике. Глава СССР требовал показать в картине опричников. Он говорил Эйзенштейну: “У вас опричники показаны как “ку-клукс-клан”. А опричники – это прогрессивная армия”. Можно вспомнить, что глава СССР несколько раз приезжал на могилу грозного царя…

Одна из важных мыслей, которая проходит через всю книгу – об ответственности царей и генсеков за будущие их страны. Оба героя книги пытались создать могучую державу. Например, Кремлёвский вождь мечтал о мировой революции и не останавливался не перед какими целями (идею Сталина Радзинский называет “Великой Мечтой”). Но правление Ивана Грозного привело к Смуте – одному из самых кризисных периодов в истории России. А время Сталина подорвало могущество СССР и впоследствии привело к его краху. Потому что политика обоих была основывалась на крови.

С точки зрения академического ученого, книга Радзинского вряд ли привнесёт что-то новое в исторический процесс. Более того, поскольку издание не научное, автор не всегда утруждает себя полноценной аргументацией, иногда полагаясь на собственную интуицию и чрезмерного доверят прочитанному. Например, он пишет о Тухачевском как о выдающемся военачальнике. Но историки достаточно скептически относятся к военному потенциалу “красного Бонапарта”, запятнавшего себя подавлением Кронштадтского и Тамбовского восстаний. Пожалуй, Э.Радзинский несколько преувеличивает значение речи Черчилля в Фултоне. Автор по-прежнему обвиняет Сталина в смерти Кирова. Хотя современные исследователи теперь придерживаются мнения, что вождь скорее использовал убийство в своих целях.

Но, может быть, куда важнее общая оценка “Титанов и тиранов”. Да, книга написана не академическим историком, а писателем. Её не будешь рекомендовать для обучения в вузе. Но ведь в этом есть и свои плюсы! Читая главы об Иване и Грозном и Сталине получаешь полноценное эстетическое удовольствие. От цельности изложения. От стиля. От умения автора несколькими штрихами создать атмосферу эпохи. “Титаны и тираны” читаются на одном дыхании и привлекут к истории немало читателей. Пожалуй, в этом заключается одна из главных заслуг Радзинского.

East or West// Літаратура і мастацтва. — 2013. — 11 кастрычніка. — № 40. — С. 11.