Забытые легенды. Людмила Златова

Предлагаю вниманию читателей статью о певице Людмиле Златовой, одной из ведущих солисток Государственного театра оперы и балета Беларуси в 1960-1980-х годах. Недавно она отметила своё 75-летие.


Январский номер журнала «Партер», где опубликована статья.

Будущая артистка родилась в Чите 22 ноября 1937 года. Но с этим дальневосточным городом связаны лишь её детские воспоминания. После войны семья Златовых поселилась в закарпатском городе Мукачево, известным своим замком ХІV – ХVІІ веков. Там Людмила закончила 8 классов школы, параллельно занимаясь в музыкальной школе по классу фортепиано. Поскольку девушка мечтала стать пианисткой, в 1953-м она поступила в Ужгородское музыкальное училище на соответствующее отделение.

Любопытно, что Людмила любила петь ещё с детства. Но о том, что у неё есть голос, долгое время знала… лишь мама, которая не поощряла интерес дочери к артистической карьере. Поэтому в школьной самодеятельности она занималась танцами, а не пением. Но однажды, уже в училище один из педагогов случайно услышал, как Людмила пела «Соловья» Алябьева. Такого голоса в этом учебном заведении сроду не бывало! Поэтому талантливой студентке предложили параллельно заниматься и вокалом. В 1957-м она закончила училище сразу по двум отделениям: вокалу и фортепиано (причём последний – с отличием).

Но даже после этого Людмила продолжала мечтать о карьере пианистки и отправилась искать счастье в Московской консерватории. Но поскольку в этом престижнейшем вузе был огромный конкурс, в последний момент она перекинула документы на вокальное отделение… поступила (впрочем, и там на 20 мест претендовало 600 человек).

Пять консерваторских лет вместили в себя ряд событий. Собственно учёбу, игру на студенческой сцене (первой партией Златовой стала Сюзанна из «Свадьбы Фигаро» Моцарта) и подработки (параллельно с учёбой она являлась преподавательницей по классу фортепиано в детской музыкальной школе подмосковного города Люберцы, позднее концертмейстером одной из вечерних музыкальных школ столицы.

Закончив в 1962-м году консерваторию, Златова была распределена в Государственный театр оперы и балета Беларуси. На такой поворот в её биографии повлияли два человека. Дирижёр Иосиф Абрамис, который прослушивал курс Златовой и и попробовать свои силы в Минске, и режиссёр Дмитрий Смолич. В одном из интервью Златова признавалась, что слышала о последнем очень лестные отзывы. А поскольку мечтала «поработать именно с хорошим режиссером», с радостью приняла приглашение.

Творческий путь Златовой был далеко не простым. Дебютом молодой исполнительницы стала партия Джильды в «Риголетто». Но затем в её репертуаре некоторое время преобладали эпизодические героини (Жрица в «Аиде», Половецкая девушка в «Князе Игоре», Мать поэта из «Зоркі Венеры», Инесс в «Трубадуре»). Но молодая певица сумела обратить на себя внимание профессионалов и публики. Композитор Юрий Семеняко, автор «Зоркі Венеры» вспоминал: «Было в её исполнении столько трогательности, проникновенности, пела она так мягко, музыкально, тонко – ну просто трогала до слёз. Артистка подтвердила ещё раз известную мысль о том, что маленьких ролей не бывает».

Со временем Златова стала расширять свой репертуар и постепенно стала одной из ведущих исполнительниц партий, находящихся в вокальном диапазоне лирико-колоратурного сопрано. Она с успехом воплотила на сцене образы Сюзанны («Свадьба Фигаро» Моцарта) и Розины («Севильский цирюльник» Россини), Адины («Любовный напиток» Доницетти) и Мюзетты («Богема» Пуччини). В 1967-м исплнительнице было присвоено звание заслуженной артистки республики.

Но одновременно у Златовой не исчезало чувство определённой творческой неудовлетворённости. «Я долго не могла сделать того шага, о котором мечтала,признавалсь певица в одном из интервью. – И знаете, что мне мешало? Мой голос! Его характер предполагает в основном персонажи лёгкие, игривые и… в некоторой степени облегченные в драматическом плане. Как я переживала, что у меня нет драматического сопрано! Мои Сюзанна, Розина – партии чисто колоратурные. В них конечно можно показать возможности голоса… Но нет того эмоционального напряжения, которого мне так не хватало!».

Постепенно Златова стала осваивать партии, в которых было много экспрессии и эмоционального разнообразия. По её словам, «первым глотком свежего воздуха» стала Лейла из «Искателей жемчуга» Бизе. «Наконец-то мне открылся мир драматических страстей, эмоций! Эту роль я очень любила», – вспоминала позднее Златова. За Лейлой последовала Виолетта из «Травиаты» Верди, Снегурочка и Марфа («Снегурочка» и «Царская невеста» Римского-Корсакова), Микаэла («Кармен» Бизе), Маргарита («Фауст» Гуно)… Любители оперы восхищались тёплым, серебристым голосом певицы, который «умел воплотить правдивость характеров и наделял своих героев искренностью чувств, женственностью». В 1980-м солистке было присвоено званием народной артистки Беларуси.

Три десятилетия работы в театре включили в себя множество ярких страниц. Исполнение более 30 партий (в том числе, в национальном репертуаре). Поездки с выступлениями в ГДР, Египет, Францию, Польшу и Чехословакию. Выступление в партии Виолетты на сцене Вроцлавской оперы. Работа над образом Норины в «Дон Паскуале» Г. Даницетти, первой режиссёрской работе знаменитого Юрия Александрова. Сотрудничество с Минским камерным оркестром («Реквием» Верди, месса Шуберта, оратория «Времена года» Гайдна и девятая симфония Бетховена) и ансамблем «Кантабиле» (музыка Генделя, Перселла, Перголези).

В 1991 году Златова закончила свою карьеру как солистка театра, но ещё на протяжении двух лет, до 1993-го, являлась директором оперной труппы. Теперь она сотрудничает с кафедрой концертмейстерского мастерства Белорусской академии музыки.

Звезда отечественной оперы, талантливый преподаватель, мама и бабушка, автор стихов, которые читала во время открытия юбилейной выставки в Музее театральной и музыкальной культуры, Людмила Ивановна Златова выглядит намного моложе своих лет и кажется счастливым человеком, реализовавшим свой талант…

Сопрано: от лирики до драмы// Партер. — 2013. — № 1. — С. 36-38.